08.07.2012 в 20:30
Пишет Runil:С любезного разрешения Шу)
URL записи04.07.2012 в 19:48
Пишет _.Shu._:У меня есть определенный тип чутья. И сейчас я унюхал новый вектор, новый трек для размышлений. Понимаю, откуда он взялся, но все-равно удивительно. Особо как оно все уложилось в точное время, когда можно кой-что проверить.
Впервых постави начальнейшаго кумира, именем Перуна, бога грому, молнии и облаков дождевных на пригорку высоком над Боричовым потоком по подобию человеческу… Вторый идол бысть Волос, бог скотов. Третий Позвизд: инии же прозваша его Похвистч неции нарицаху Вихром, исповедающе бога быти воздуха, ведра и безгодия. Четвёртый идол Ладо; сею имеяху бога веселия и всякаго благополучия… Пятый идол Купало, егоже бога плодов земных быти мняху…
— Выдержки из Киевского Синопсиса, О идолѣхъ Владимировыхъ
...Коляда, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симарьгл, Мокошь. В Синопсисе и статье - “о идолех Владимировых” упоминаются те же божества, и, кроме того, Лель и Полель - дети Лады.
читать дальше
Велес - Волос - Змей. Покровитель магии. Прорицаний. Знаний. Трехликий.
Антогонист Перуна. Книжник - за\ против война.
Все тот же мой любимый сюжетец.
Письменные источники восточных славян.
читать дальше
Въ этой главѣ я разсматриваю следующія сочиненія восточныхъ славянъ: «Слово святаго Григорія» (т.н. «Слово объ идолахъ»), «Слово христолюбца», «О идолѣхъ Владимировыхъ», отрывки изъ «Повѣсти временныхъ лѣтъ», «Слово о пълку Игореве».
Въ приведенной литературѣ боги восточныхъ славянъ въ виде списка приводятся в «Слове святаго Григорія» (т.н. «Слово объ идолахъ»), «Слове христолюбца», статье «О идолѣхъ Владимировыхъ» из Кіевскаго Синопсиса (однако это наиболѣе недостоверный списокъ, созданный из списковъ боговъ балтовъ и восточныхъ и западныхъ славянъ) и въ отрывокъ изъ «Повѣсти временныхъ лѣтъ» о поставленіи Владимиромъ языческихъ идоловъ.
Теперь же, описавъ всѣ возможные древніе источники (фольклорные источники пока не затрагиваю, т.к. они могутъ лишь дополнить и расширить знанія о богахъ, но еще не установлено, какіе они были) перейду къ разсмотренію и изслѣдованію данныхъ памятниковъ древней словесности.
«Повѣсть временных лѣтъ».
Статья изъ «Повѣсти временныхъ лѣтъ» о лѣте 6488 (980), наиболѣе извѣстена и имѣетъ больше всѣго списковъ.
Въ переводѣ Лихачева онъ звучитъ такъ:
«Въ годъ 6488 (980).... И сталъ Владимиръ княжить въ Кіеве одинъ, и поставилъ кумиры на холмѣ за теремнымъ дворомъ: деревяннаго Перуна съ серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили имъ жертвы, называя ихъ богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бѣсамъ, и оскверняли землю жертвоприношеніями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холмъ тотъ. Но преблагой Богъ не захотелъ гибели греѣшниковъ, и на томъ холмѣ стоитъ нынѣ церковь святого Василія, какъ разскажемъ объ этомъ послѣ. Теперь же возвратимся къ прежнему. Владимиръ посадилъ Добрыню, свояго дядю, въ Новгородѣ. И, придя въ Новгородъ, Добрыня поставилъ кумира надъ рѣкою Волховомъ, и приносили ему жертвы новгородцы какъ Богу.»
Собравъ всѣ значительные варианты, получимъ:
«Нача къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго: Перуна древяна / деревянного, а главу/ голову его сьребряну / серебрянную, а yс злат/золот/золотой, и Хърса / Хорса / Хоръса, и Дажьбога / Дажьба, и Стрибога / Стриба, и Симарьгла / Сѣмарьгла / [и Сѣма, и Регла], и Макошь / Мокошь / Мокоша. И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими».
«Слово христолюбца».
Отрывокъ №1:
«… терпѣти кр҇ⷭиян (во) дво(е) вѣрно живши҇ⷯ верꙋюще в Перꙋна и в Хорса, и въ Мокошь, и в Сима и въ Ръгла (= и в Еръгла), и въ волы (вилы) их же числом. л҃ [тридесять] (=і҃. ѳ҃. [десять. девять, т.е. следует читать зд. девяносто]) сестрѣниць. гл҃ють во невѣгласии то все (=и) мнѧть бг҃ынями и тако та҇ⷨ покладывають имъ требы. и кꙋры имъ режуть. (і) ѡгневи сѧ молѧть. зовꙋше (=е) его сварожицемь (сварожичемъ) и чесновитокъ бм҃ъ (же его) творѧть».
Отрывокъ №2:
«… иже молѧть подъ ѡвиномъ. и ѡгневи. и виламъ и мокоши (і) симꙋ. (і) руглꙋ и перꙋнꙋ и волосꙋ скотью б҃у. (і) родꙋ и рожаницамъ (=—ѣ и всѣмх тѣмъ иже сꙋть имъ (=тѣмъ) подобии се же оꙋчение намъ вписасѧ конець вѣкъ».
«Слово объ идолахъ».
Отрывокъ №1:
«... и фивейское безумное пьяньство. почитаютъ яко бога. и сѣмелино требокладенье. грому и молъньи. и вилу. богу вавилоньскому. его же разби данило пророкъ. темъ же богамъ требу кладуть и творять. и словенскый языкъ. виламъ. и мокошьи. диве. перуну. хърсу. роду. и рожаници. упыремъ. берегинямъ. и переплуту. и верьтячеся пьют ему в розех. и огневи сварожицю молятся. и навьмь. мъвь творять. и въ тесте мосты делають. и колодязе. и ина многая же утехъ».
Отрывокъ №2:
«... откуда же начаша элини ставити трапезу [артемиду и артемиде рекше] роду и рожаницям. таже егюптяне. таже римляне. даже и до словен дойде. се же словене начали трапезу ставити. роду и рожаницам [вариант: рожанице]. переже перуна бога их. а преже того клали требы упырем и берегиням. по святем крещении. перуна отринуша. а по христа господа бога яшася. но и ныня по украинам их. молятся проклятому богу их перуну хорсу. и мокоши. и вилам. но то творять акы отай. сего же не могутся лишити. наченше в поганстве. даже и доселе. проклятого того ставления. вторыя трапезы роду и рожаницам. на прелесть верным християном...».
Отрывокъ №3:
«... попове установиша трепарь прикладати. рождества божеци. у рожаничьне тряпезе отклады деюче. таковы нарицаются кармогузьци а не раби божьи...
пакы же и се и еще егюптяне требы кладуть. нилу. реце. и огневи. рекуще нил плододавец бог. и раститель классом. а огонь бог егда сохне жито...».
«О идолѣхъ Владимировыхъ».
Отрывокъ №1:
«Впервых постави начальнейшаго кумира, именем Перуна, бога грому, молнии и облаков дождевных на пригорку высоком над Боричовым потоком но подобию человеческу… Вторый идол бысть Волос, бог скотов. Третий Позвизд: инии же прозваша его Похвистч неции нарицаху Вихром, исповедающе бога быти воздуха, ведра и безгодия. Четвертый идол Ладо; сею имеяху бога веселия и всякаго благополучия… Пятый идол Купало, егоже бога плодов земных быти мняху… ».
Отрывокъ №2:
«еще и иныи идолы мнози бяху по имени Услад или Осляд, Корша или Хорс, Дашуба или Дажб, Стриб или Стрибог, Семаергля или Семаргл и Макош, или Мокош».
Общія выводы по спискамъ божествъ.
Рассмотрѣвъ различныя списки, въ томъ числѣ не включённыя въ текстъ даннаго изслѣдованія, можно замѣтить, что упоминанія паръ «Перунъ и Велесъ / Волосъ» и «Перун и Хорсъ» чередуются, изъ-за чего можно предположить тождество Велеса / Волоса и Хорса. Надобно замѣтить, что литовское слово karas означаетъ «война».
Как видно, Сѣмарглъ лѣтописи въ «Словѣе христолюбца» это Сима / Сема и Еръгла. Какъ считаетъ рядъ изслѣдователей «Еръгла» это описка отъ «Ерыла», т.е. Ярила. Сѣма соотносима со словами «сѣмя», «сѣмья», «земля-земь» и Сѣмелиной изъ «Слова объ идолѣхъ».
По мифологической типизаціи намъ извѣстно, что во всѣхъ индоевройпейскихъ традиціяхъ существовала близнечная пара Божественныхъ Близнецовъ. Если разсмотрѣть устойчивыя пары, то мы получимъ, что наиболѣе для неё подходитъ пара «Дажьбогъ и Стрибогъ» (подробнѣе объ этой аргументаціи и о томъ, чьими сыновьями они являются, будетъ написано въ другомъ раздѣлѣ.
Сведёмъ въ единую таблицу всѣ извѣстные намъ списки, исключивъ лишь текстъ «О идолѣхъ Владимировыхъ №1» какъ поздній и путанный (см. таблицу «Сводныя имена восточнославянскихъ боговъ»):
Таблица «Сводныя имена восточнославянскихъ боговъ».
[Image]
Дополнительно по Повѣсти временныхъ лѣтъ (академическое изданіе по переводу академика Д. С. Лихачева) мы можемъ узнать о Дажьбоге:
«И послѣ потопа и послѣ раздѣленія языковъ начал царствовать сначала Местромъ, изъ рода Хама, послѣ него Іеремія, затѣмъ Феоста, котораго и Сварогомъ называли египтяне. Въ царствованіе этого Феоста въ Египтѣ упали клещи съ неба, и начали люди ковать оружіе, а до того палицами и камнями бились. Тотъ же Феоста законъ издалъ о томъ, чтобы женщины выходили замужъ за однаго мужчину и вели воздержный образъ жизни, а кто впадетъ въ прелюбодѣяніе, тѣхъ казнить повелѣлъ. Потому и прозвали его богъ Сварогъ...
Того ради прозвали его Сварогомъ, и чтили его египтяне. И послѣ него царствовалъ сынъ его, по имени Солнце, котораго называютъ Даждьбогомъ, 7470 дней, что составляетъ двадцать лунныхъ лѣтъ съ половиной. Не умѣли вѣдь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие (...) днями годы считали; число двѣнадцать месяцевъ узнали потомъ, когда начали люди дань давать царямъ. Солнце царь, сынъ Свароговъ, то есть Даждьбогъ, былъ сильнымъ мужемъ; услышавъ отъ кого-то о нѣкоей богатой и знатной египтянке и о нѣкоемъ человѣке, восхотѣвшемъ сойтись съ нею, искалъ ее, желая захватить ее (на местѣ преступленія) и не желая отца свояго законъ нарушить, Сварога. Взявъ съ собою мужей нѣсколькихъ своихъ, зная часъ, въ который она прелюбодѣйствуетъ, ночью въ отсутствіе мужа застигъ ее лежащею с другимъ мужчиною, котораго сама облюбовала. Онъ схватилъ ее, подвергъ пытке и послалъ водить ее по земле египетской на позоръ, а того прелюбодѣя обезглавилъ. И настало непорочное житье по всѣй землѣ Египетской, и всѣ восхваляли его. Но мы не будемъ продолжать разсказъ, но скажемъ вмѣстѣ съ Давыдомъ: "Всѣ, что пожелалъ, сотворилъ Господь на небѣ и на землѣ, въ морѣ, во всѣхъ безднахъ, подымая облака отъ краевъ земли". Это и была последняя земля, о которой мы сказали вначалѣ».
Отсюда можемъ выделить то, что «Сынъ Сварога есть Солнце и именуется Даждьбогомъ».
Итакъ, сведёмъ въ единый списокъ всѣхъ опознанныхъ божествъ:
«Перунъ и Хорсъ-Велесъ, Дажьбогъ и Стрибогъ Сварожичи, Сѣма, Ярила, Макошь».
Списокъ, какъ кажетсяъ, полонъ, но не совсѣмъ…
Извѣстно, «Діевасъ предстаетъ въ образе необычайно красиваго человѣка, облаченнаго въ серебряную мантію, въ шляпе, его одежды украшены орнаментомъ, съ саблей у пояса… Діевасъ появляется только вмѣстѣ со своими лошадьми — одной, двумя, тремя, пятью, девятью или съ большимъ количествомъ, въ серебряной сбруе, съ золотыми седлами и золотыми стременами» (М. Гимбутасъ, «Балты — люди янтарнаго моря», глава 8, «Древнейшія вѣрованія балтовъ»), вспомнимъ изображеніе Бога Яснаго Неба на Збручскомъ идолѣ и то, что Ярила у славянъ это Богъ Яснаго Неба.
Отъ Фанталова мы узнаемъ, что сыновья Діеваса являются Божественными Близнецами, а помимо этого въ русскомъ языкѣ слово «дивъ» было замѣнено на слово «богъ».
Получается, что Ярила это Дивъ (упоминаемый въ «Словѣ о полку Игореве»; аналогъ Диеваса балтовъ) и Сварогъ, отец Дажьбога и Стрибога.
Теперь вернёмся къ «Артемиду и Артемиде рекше, роду и рожаницямъ» из «Слова об идолахъ». Намъ извѣстна лишь одна подобная пара у восточныхъ славянъ: богиня по имени Дива и Дивъ-Ярила. Предположивъ, что они брат и сестра (или же, или помимо этого, мужъ и жена) мы получимъ, что наша «Артемида» это Дива, а «Артемидъ» (нигдѣ далѣе этого поученія не существовавшій) это Дивъ.
Нам извѣстно, что Дива не является Макошью (Слово об идолах №1), но нельзя увѣренно сказать, является ли Дива Сѣмой.
Но также намъ извѣстно, что у славян существовала богиня по имени Мара, однако невозможно установить здѣсь, съ какой бы изъ богинь она могла бы быть соотнесена (Сѣма или Макошь) или же являлась отдельную богинею, не упомянутой въ спискахъ, а потому о богиняхъ мною будетъ разсказано въ отдѣльномъ раздѣлѣ позже.
URL записиВпервых постави начальнейшаго кумира, именем Перуна, бога грому, молнии и облаков дождевных на пригорку высоком над Боричовым потоком по подобию человеческу… Вторый идол бысть Волос, бог скотов. Третий Позвизд: инии же прозваша его Похвистч неции нарицаху Вихром, исповедающе бога быти воздуха, ведра и безгодия. Четвёртый идол Ладо; сею имеяху бога веселия и всякаго благополучия… Пятый идол Купало, егоже бога плодов земных быти мняху…
— Выдержки из Киевского Синопсиса, О идолѣхъ Владимировыхъ
...Коляда, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симарьгл, Мокошь. В Синопсисе и статье - “о идолех Владимировых” упоминаются те же божества, и, кроме того, Лель и Полель - дети Лады.
читать дальше
Велес - Волос - Змей. Покровитель магии. Прорицаний. Знаний. Трехликий.
Антогонист Перуна. Книжник - за\ против война.
Все тот же мой любимый сюжетец.
Письменные источники восточных славян.
читать дальше
Въ этой главѣ я разсматриваю следующія сочиненія восточныхъ славянъ: «Слово святаго Григорія» (т.н. «Слово объ идолахъ»), «Слово христолюбца», «О идолѣхъ Владимировыхъ», отрывки изъ «Повѣсти временныхъ лѣтъ», «Слово о пълку Игореве».
Въ приведенной литературѣ боги восточныхъ славянъ въ виде списка приводятся в «Слове святаго Григорія» (т.н. «Слово объ идолахъ»), «Слове христолюбца», статье «О идолѣхъ Владимировыхъ» из Кіевскаго Синопсиса (однако это наиболѣе недостоверный списокъ, созданный из списковъ боговъ балтовъ и восточныхъ и западныхъ славянъ) и въ отрывокъ изъ «Повѣсти временныхъ лѣтъ» о поставленіи Владимиромъ языческихъ идоловъ.
Теперь же, описавъ всѣ возможные древніе источники (фольклорные источники пока не затрагиваю, т.к. они могутъ лишь дополнить и расширить знанія о богахъ, но еще не установлено, какіе они были) перейду къ разсмотренію и изслѣдованію данныхъ памятниковъ древней словесности.
«Повѣсть временных лѣтъ».
Статья изъ «Повѣсти временныхъ лѣтъ» о лѣте 6488 (980), наиболѣе извѣстена и имѣетъ больше всѣго списковъ.
Въ переводѣ Лихачева онъ звучитъ такъ:
«Въ годъ 6488 (980).... И сталъ Владимиръ княжить въ Кіеве одинъ, и поставилъ кумиры на холмѣ за теремнымъ дворомъ: деревяннаго Перуна съ серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили имъ жертвы, называя ихъ богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бѣсамъ, и оскверняли землю жертвоприношеніями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холмъ тотъ. Но преблагой Богъ не захотелъ гибели греѣшниковъ, и на томъ холмѣ стоитъ нынѣ церковь святого Василія, какъ разскажемъ объ этомъ послѣ. Теперь же возвратимся къ прежнему. Владимиръ посадилъ Добрыню, свояго дядю, въ Новгородѣ. И, придя въ Новгородъ, Добрыня поставилъ кумира надъ рѣкою Волховомъ, и приносили ему жертвы новгородцы какъ Богу.»
Собравъ всѣ значительные варианты, получимъ:
«Нача къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго: Перуна древяна / деревянного, а главу/ голову его сьребряну / серебрянную, а yс злат/золот/золотой, и Хърса / Хорса / Хоръса, и Дажьбога / Дажьба, и Стрибога / Стриба, и Симарьгла / Сѣмарьгла / [и Сѣма, и Регла], и Макошь / Мокошь / Мокоша. И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими».
«Слово христолюбца».
Отрывокъ №1:
«… терпѣти кр҇ⷭиян (во) дво(е) вѣрно живши҇ⷯ верꙋюще в Перꙋна и в Хорса, и въ Мокошь, и в Сима и въ Ръгла (= и в Еръгла), и въ волы (вилы) их же числом. л҃ [тридесять] (=і҃. ѳ҃. [десять. девять, т.е. следует читать зд. девяносто]) сестрѣниць. гл҃ють во невѣгласии то все (=и) мнѧть бг҃ынями и тако та҇ⷨ покладывають имъ требы. и кꙋры имъ режуть. (і) ѡгневи сѧ молѧть. зовꙋше (=е) его сварожицемь (сварожичемъ) и чесновитокъ бм҃ъ (же его) творѧть».
Отрывокъ №2:
«… иже молѧть подъ ѡвиномъ. и ѡгневи. и виламъ и мокоши (і) симꙋ. (і) руглꙋ и перꙋнꙋ и волосꙋ скотью б҃у. (і) родꙋ и рожаницамъ (=—ѣ и всѣмх тѣмъ иже сꙋть имъ (=тѣмъ) подобии се же оꙋчение намъ вписасѧ конець вѣкъ».
«Слово объ идолахъ».
Отрывокъ №1:
«... и фивейское безумное пьяньство. почитаютъ яко бога. и сѣмелино требокладенье. грому и молъньи. и вилу. богу вавилоньскому. его же разби данило пророкъ. темъ же богамъ требу кладуть и творять. и словенскый языкъ. виламъ. и мокошьи. диве. перуну. хърсу. роду. и рожаници. упыремъ. берегинямъ. и переплуту. и верьтячеся пьют ему в розех. и огневи сварожицю молятся. и навьмь. мъвь творять. и въ тесте мосты делають. и колодязе. и ина многая же утехъ».
Отрывокъ №2:
«... откуда же начаша элини ставити трапезу [артемиду и артемиде рекше] роду и рожаницям. таже егюптяне. таже римляне. даже и до словен дойде. се же словене начали трапезу ставити. роду и рожаницам [вариант: рожанице]. переже перуна бога их. а преже того клали требы упырем и берегиням. по святем крещении. перуна отринуша. а по христа господа бога яшася. но и ныня по украинам их. молятся проклятому богу их перуну хорсу. и мокоши. и вилам. но то творять акы отай. сего же не могутся лишити. наченше в поганстве. даже и доселе. проклятого того ставления. вторыя трапезы роду и рожаницам. на прелесть верным християном...».
Отрывокъ №3:
«... попове установиша трепарь прикладати. рождества божеци. у рожаничьне тряпезе отклады деюче. таковы нарицаются кармогузьци а не раби божьи...
пакы же и се и еще егюптяне требы кладуть. нилу. реце. и огневи. рекуще нил плододавец бог. и раститель классом. а огонь бог егда сохне жито...».
«О идолѣхъ Владимировыхъ».
Отрывокъ №1:
«Впервых постави начальнейшаго кумира, именем Перуна, бога грому, молнии и облаков дождевных на пригорку высоком над Боричовым потоком но подобию человеческу… Вторый идол бысть Волос, бог скотов. Третий Позвизд: инии же прозваша его Похвистч неции нарицаху Вихром, исповедающе бога быти воздуха, ведра и безгодия. Четвертый идол Ладо; сею имеяху бога веселия и всякаго благополучия… Пятый идол Купало, егоже бога плодов земных быти мняху… ».
Отрывокъ №2:
«еще и иныи идолы мнози бяху по имени Услад или Осляд, Корша или Хорс, Дашуба или Дажб, Стриб или Стрибог, Семаергля или Семаргл и Макош, или Мокош».
Общія выводы по спискамъ божествъ.
Рассмотрѣвъ различныя списки, въ томъ числѣ не включённыя въ текстъ даннаго изслѣдованія, можно замѣтить, что упоминанія паръ «Перунъ и Велесъ / Волосъ» и «Перун и Хорсъ» чередуются, изъ-за чего можно предположить тождество Велеса / Волоса и Хорса. Надобно замѣтить, что литовское слово karas означаетъ «война».
Как видно, Сѣмарглъ лѣтописи въ «Словѣе христолюбца» это Сима / Сема и Еръгла. Какъ считаетъ рядъ изслѣдователей «Еръгла» это описка отъ «Ерыла», т.е. Ярила. Сѣма соотносима со словами «сѣмя», «сѣмья», «земля-земь» и Сѣмелиной изъ «Слова объ идолѣхъ».
По мифологической типизаціи намъ извѣстно, что во всѣхъ индоевройпейскихъ традиціяхъ существовала близнечная пара Божественныхъ Близнецовъ. Если разсмотрѣть устойчивыя пары, то мы получимъ, что наиболѣе для неё подходитъ пара «Дажьбогъ и Стрибогъ» (подробнѣе объ этой аргументаціи и о томъ, чьими сыновьями они являются, будетъ написано въ другомъ раздѣлѣ.
Сведёмъ въ единую таблицу всѣ извѣстные намъ списки, исключивъ лишь текстъ «О идолѣхъ Владимировыхъ №1» какъ поздній и путанный (см. таблицу «Сводныя имена восточнославянскихъ боговъ»):
Таблица «Сводныя имена восточнославянскихъ боговъ».
[Image]
Дополнительно по Повѣсти временныхъ лѣтъ (академическое изданіе по переводу академика Д. С. Лихачева) мы можемъ узнать о Дажьбоге:
«И послѣ потопа и послѣ раздѣленія языковъ начал царствовать сначала Местромъ, изъ рода Хама, послѣ него Іеремія, затѣмъ Феоста, котораго и Сварогомъ называли египтяне. Въ царствованіе этого Феоста въ Египтѣ упали клещи съ неба, и начали люди ковать оружіе, а до того палицами и камнями бились. Тотъ же Феоста законъ издалъ о томъ, чтобы женщины выходили замужъ за однаго мужчину и вели воздержный образъ жизни, а кто впадетъ въ прелюбодѣяніе, тѣхъ казнить повелѣлъ. Потому и прозвали его богъ Сварогъ...
Того ради прозвали его Сварогомъ, и чтили его египтяне. И послѣ него царствовалъ сынъ его, по имени Солнце, котораго называютъ Даждьбогомъ, 7470 дней, что составляетъ двадцать лунныхъ лѣтъ съ половиной. Не умѣли вѣдь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие (...) днями годы считали; число двѣнадцать месяцевъ узнали потомъ, когда начали люди дань давать царямъ. Солнце царь, сынъ Свароговъ, то есть Даждьбогъ, былъ сильнымъ мужемъ; услышавъ отъ кого-то о нѣкоей богатой и знатной египтянке и о нѣкоемъ человѣке, восхотѣвшемъ сойтись съ нею, искалъ ее, желая захватить ее (на местѣ преступленія) и не желая отца свояго законъ нарушить, Сварога. Взявъ съ собою мужей нѣсколькихъ своихъ, зная часъ, въ который она прелюбодѣйствуетъ, ночью въ отсутствіе мужа застигъ ее лежащею с другимъ мужчиною, котораго сама облюбовала. Онъ схватилъ ее, подвергъ пытке и послалъ водить ее по земле египетской на позоръ, а того прелюбодѣя обезглавилъ. И настало непорочное житье по всѣй землѣ Египетской, и всѣ восхваляли его. Но мы не будемъ продолжать разсказъ, но скажемъ вмѣстѣ съ Давыдомъ: "Всѣ, что пожелалъ, сотворилъ Господь на небѣ и на землѣ, въ морѣ, во всѣхъ безднахъ, подымая облака отъ краевъ земли". Это и была последняя земля, о которой мы сказали вначалѣ».
Отсюда можемъ выделить то, что «Сынъ Сварога есть Солнце и именуется Даждьбогомъ».
Итакъ, сведёмъ въ единый списокъ всѣхъ опознанныхъ божествъ:
«Перунъ и Хорсъ-Велесъ, Дажьбогъ и Стрибогъ Сварожичи, Сѣма, Ярила, Макошь».
Списокъ, какъ кажетсяъ, полонъ, но не совсѣмъ…
Извѣстно, «Діевасъ предстаетъ въ образе необычайно красиваго человѣка, облаченнаго въ серебряную мантію, въ шляпе, его одежды украшены орнаментомъ, съ саблей у пояса… Діевасъ появляется только вмѣстѣ со своими лошадьми — одной, двумя, тремя, пятью, девятью или съ большимъ количествомъ, въ серебряной сбруе, съ золотыми седлами и золотыми стременами» (М. Гимбутасъ, «Балты — люди янтарнаго моря», глава 8, «Древнейшія вѣрованія балтовъ»), вспомнимъ изображеніе Бога Яснаго Неба на Збручскомъ идолѣ и то, что Ярила у славянъ это Богъ Яснаго Неба.
Отъ Фанталова мы узнаемъ, что сыновья Діеваса являются Божественными Близнецами, а помимо этого въ русскомъ языкѣ слово «дивъ» было замѣнено на слово «богъ».
Получается, что Ярила это Дивъ (упоминаемый въ «Словѣ о полку Игореве»; аналогъ Диеваса балтовъ) и Сварогъ, отец Дажьбога и Стрибога.
Теперь вернёмся къ «Артемиду и Артемиде рекше, роду и рожаницямъ» из «Слова об идолахъ». Намъ извѣстна лишь одна подобная пара у восточныхъ славянъ: богиня по имени Дива и Дивъ-Ярила. Предположивъ, что они брат и сестра (или же, или помимо этого, мужъ и жена) мы получимъ, что наша «Артемида» это Дива, а «Артемидъ» (нигдѣ далѣе этого поученія не существовавшій) это Дивъ.
Нам извѣстно, что Дива не является Макошью (Слово об идолах №1), но нельзя увѣренно сказать, является ли Дива Сѣмой.
Но также намъ извѣстно, что у славян существовала богиня по имени Мара, однако невозможно установить здѣсь, съ какой бы изъ богинь она могла бы быть соотнесена (Сѣма или Макошь) или же являлась отдельную богинею, не упомянутой въ спискахъ, а потому о богиняхъ мною будетъ разсказано въ отдѣльномъ раздѣлѣ позже.