Пальма — дерево-символ: вспомнить хотя бы «пальму первенства» и пальмовую ветвь, которую вручали в древности победителю.
Пальму часто упоминают в Библии: автор «Песни песней» сравнивает с пальмой стан своей возлюбленной; в праздник Кущей, по предписанию закона Моисея, люди выходили с пальмовыми ветвями в руках, во время торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим бросали такие ветви на дорогу перед Спасителем; если же верить «Откровению Иоанна», в день Божьего Суда праведники с ветвями пальм в руках предстанут перед Агнцем.
Даже распространенное у нас женское имя Тамара переводится с древнееврейского, как «пальма»...
Огромный кокосовый орех падает и ударяется о скалистый склон. Или о мраморную ступень храма, или о декоративный каменный цветок, или о старую зернотерку.
Орех раскалывается на половинки, обнажая нежную белую мякоть, — а наполняющая его жидкость растекается, пропитывая собой песок или увлажняя камень...
Мы видим это и на домашней кухне в Малайзии или в Индии, когда хозяйка собирается готовить кисло-сладкую и пряную приправу, и в большинстве индуистских храмов во время богослужения, когда люди приносят божествам дары. Наконец, это же мы видим и в рекламе шоколадных батончиков с кокосовой начинкой, когда нас настойчиво зовут в мир «райского наслаждения»...
многабукафококосеНе всякая хозяйка умеет ловко расколоть кокос, сцедить его сок и использовать мякоть и жидкость в кулинарии. Сухая кокосовая стружка, конечно, продается в бакалейных отделах, но она ни в какое сравнение не идет со свежей, только что измельченной влажной мякотью!
Можно приобрести у нас и парфюмерное кокосовое масло: в Индии его массирующими движениями наносят на волосы и кожу головы, отчего большинство индийцев обладает завидными пышными шевелюрами. Но пищевое кокосовое масло все еще является большой редкостью; да и те, кто купил его, часто держат в холодильнике в качестве редкого и экзотического продукта, толком не зная, что с ним, собственно, делать. Вкус и запах на поверку оказываются слишком непривычными для нас...

Кокосовая пальма (Cocos nucifera), принадлежащая к семейству пальмовых (Arecaceae), — одно из наиболее распространенных тропических растений. И все же растет она далеко не везде. Родина кокоса — Юго-Восточная Азия: Филиппины, Индонезия, Малайзия; излюбленные места обитания — приморские низменности, где почва богата подземными водами.
Кокосовые орехи могут путешествовать морским путем самостоятельно, без помощи человека. Издревле странствуя волею ветра по волнам океанов, они распространились в Океании, Южной Азии и Африке. В другие же, расположенные глубоко на суше, далекие от тропиков страны кокосы проникали уже благодаря торговле.
Первые упоминания о кокосовых орехах, наряду с бананами, плодами хлебного дерева и другими экзотическими фруктами и овощами, содержатся в письменных источниках Индии — джайнских и буддистских сочинениях, составленных, возможно, в IV в. до н.э. Марко Поло (XIII в.) был одним из первых европейцев, описавших кокосовые орехи, «большие, как дыни, и зеленые, как тыквы-горлянки»; в своей «Книге о разнообразии мира» он назвал их «индийскими».
Кокосовые пальмы украшают морские побережья Южной и Юго-Восточной Азии. Стройный изящный ствол дерева возвышается обычно на 20-25 метров. Цвести и плодоносить пальма начинает с пяти лет, полной же зрелости достигает к 15 годам. Пальма живет обычно около 50 лет и приносит ежегодно до 100 орехов; обычный урожай — 50. Плоды зреют в течение года. Их твердая скорлупа с тремя мягкими «глазка'ми» — порами, ведущими к трем семяпочкам, из которых одна развивается в семя — скрывает маленький зародыш, окруженный жидкостью.
В хозяйстве используются все части кокосовой пальмы. Индонезийцы даже говорят, что она дает столько полезных веществ, сколько дней в году: строительный и отделочный материал, сырье для изготовления утвари и инструментов, пищевые и парфюмерные продукты, наконец, топливо. Филиппины, Индонезия и другие южноазиатские страны экспортируют высушенную мякоть кокоса — копру. Ореховая мякоть, кокосовые сок и масло занимают очень важное место в кухне народов Индии, Индонезии, Малайзии.
В недозрелом орехе используются съедобная плоть и жидкость; из последней путем сбраживания делают уксус. Из мякоти выжимают ценное масло, применяемое в парфюмерии, — как непосредственно, так и для изготовления мыла или шампуней. Масло используют и в кулинарии, и в далеких от нее производствах — например, в качестве пластеризатора стекла.
В средние века изготовляли кокосовый мед, уваривая свежую тертую мякоть. Из сока, содержащегося в стволе дерева, делают пальмовое вино. Цветы, срезаемые с верхушки, идут в салат; из их сока получают сахар, сироп и вино. Волосяная оболочка ореха — фибра, устойчивая к соленой воде, используется для изготовления шнуров, канатов, ценимых мореплавателями, щеток, циновок. Скорлупа идет на выделку разной утвари. Из пальмовых листьев плетут циновки, корзинки; из ствола и той же скорлупы вырезают письменные принадлежности...

плетенка из кокоса

наполнитель для ортопедических матрацев

мозаика из кокоса
Но, кроме практического значения, кокосовые орехи всегда имели также и символическое.
В Индии кокос называют нарикела (нарийял); «кокосом» же (по-португальски coquos, macaco), согласно мнению Гарсиа да Орта, врача и аптекаря, жившего в Гоа в первой половине XVI в., назвали этот плод португальские торговцы, поскольку орех-де напоминал им обезьянью мордочку с двумя глазами и ртом. Вспомните название обезьянки — макака...
Согласно индийской мифологии, кокосовую пальму создал божественный мудрец Вишвамитра.
Громадные орехи весьма почитают в Гуджарате и Карнатаке, как символы плодородия; храмовые священники вручают их женщинам, желающим иметь сыновей. В Гуджарате невеста дарит кокос жениху во время свадебной церемонии, и тот сохраняет его в течение всей жизни, как память об этом радостном моменте.
Для жителей штата Карнатака кокос — семейное божество. Здесь во время брачной церемонии несколько раз вертят орех над головой жениха, затем разбивают его и разбрасывают кусочки во все стороны: это должно предотвратить действие злых сил.
Используют кокосовый орех во время брачных обрядов и тамилы, народность, живущая в южноиндийском штате Тамилнад. Жених и невеста прячут искусственный кокос, сделанный из латуни, в складках своей одежды, заставляя друг друга его искать. Шутливые поиски дают новобрачным возможность преодолеть свою застенчивость и робость...
Для кунаби из Конкана (штат Махараштра) почитание кокоса — часть культа предков; после сбора урожая орехи тут раздают всем присутствующим. Священным даром считается кокосовый орех и у парсов (зороастрийцев).
В древности одним из важнейших жертвоприношений богам и духам считалось раскалывание человеческого черепа — средоточия жизненной и магической силы человека. Высвобождаясь вместе с душой, эта сила якобы пропитывала собою все окружающее пространство.
Но ведь еще арабский путешественник XIV в. Ибн Баттута писал о кокосах, что они «напоминают человеческую голову, так как на них имеются три отверстия наподобие двух глаз и рта, содержимое недозрелого ореха напоминает мозговую жидкость, и снаружи орех имеет фибру, словно волосы».
Это сходство, безусловно, подметили древние индийцы. Постепенно жестокий обычай смягчился: стали разбивать череп только мертвым отшельникам-саньяси, причем в качестве инструмента использовали... кокосовый орех.
Наконец, человеческие жертвоприношения были окончательно, красиво и адекватно заменены приношением кокосов. Орех стал символическим «заместителем» человеческой головы, да и всего человека в целом. Жизненная сила — прана — нашла свою символическую замену в растекающемся кокосовом соке...
До сегодняшнего дня в индуистских храмах наряду с цветами, благовониями и вегетарианской пищей люди приносят в жертву богам кокосы. Их постоянно используют для подношения Шиве и Ганеше.
Орехи разбивают у подножия божества или на бали-питха — специальном камне сферической формы, а то и в виде цветка, расположенном обычно напротив алтаря. Влагой окропляют статую бога; несколько капель жидкости жертводатель вкушает сам, получая тем самым благословение. Резкие хлопки — звуки разбиваемых кокосовых орехов — сопровождают индуистское богослужение.
Пожалуй, своего пика почитание кокосового ореха достигает во время паломничества к богу Айяппе, Айяппану или Маникантхе в Керале. Кстати, само название этого штата достойно внимания в связи с нашей темой: ведь Керала — буквально «кокосовая»; кера врикшам означает — «кокосовая пальма». Действительно, в приморских низменностях этого штата пальмы произрастают в изобилии.
Культ Айяппы сложился здесь относительно недавно. Однако к этому сыну двух мужских божеств — Шивы и Вишну — обращаются не только индуисты, но также и христиане, мусульмане, представители других религиозных конфессий.
Хотя Айяппа имеет местное происхождение, к настоящему времени он уже «дорос» до общеиндуистского божества. Его понимают, как Пурушоттаму, то есть Верховную Личность, не имеющую пределов, без рождения и смерти. Она проявляется в разных формах на земле по мере необходимости выполнения определенных задач.
Главное паломничество совершается в январе-феврале, когда тысячи людей устремляются в небольшое святилище Айяппы на горе Шабаримала, находящееся в холмистой лесной местности около реки Памба в округе Патанамтитта.
Эти люди — среди них есть и мужчины, и женщины, хотя женщины детородного возраста не имеют права приближаться к самому храму и остаются в маленькой деревушке на берегу Памбы — облачены в черные одежды, иногда подпоясаны зелеными поясами и всегда носят длинные шиваитские четки, а также другие амулеты и знаки отшельников.
В течение 41 дня они соблюдают строгий пост (враттам): спят только на циновках на полу, не употребляют алкоголя и других возбуждающих средств, воздерживаются от сексуальных отношений и от многих видов пищи.
Перед тем, как начать путь на Шабарималу, паломники приходят в храм к гурусвами — учителю и наставнику, который дает им благословение и вручает ирумути. Это — специально сшитый матерчатый мешок, состоящий из двух отсеков; паломник кладет его себе на голову и так несет всю дорогу, лишь изредка снимая во время привалов.
Задняя часть мешка, свешивающаяся на шею и на верхнюю часть спины богомольца, наполнена личными вещами последнего, в основном, съестными припасами. В передний же отсек кладутся предметы, необходимые для богослужения в горном храме: три горсти рисового зерна, камфара, благовония, желтая приправа — куркума, орешки супари (плоды арековой пальмы), деньги, собранные у членов родной общины, перец, приносимый божеству Вавару — другу детства Айяппы.
Там же может лежать и цельный кокосовый орех, который адепт обычно разбивает на одной из восемнадцати ступеней храма, ведущих к образу бога: чем больше раз человек уже совершил паломничество, тем на более высокой ступени он разобьет свой орех.
Однако главным содержимым ирумути является кокос, у которого пробит один «глазок» и сцежена влага; вместо нее внутренность ореха заполнена очищенным топленым маслом. Отверстие после этого затыкают пробкой, а на два других «глазка» наносят красные и желтые точки. Этот орех символизирует тело и, в частности, голову паломника.
Вскрытый «глазок» напоминает о чудесном «третьем глазе» Шивы и свидетельствует о духовной пробужденности самого паломника; окрашенные «глазки» обозначают «солнечный» и «лунный» глаза Шивы. Топленое масло — символ души человека. Миф повествует, что сам Айяппа отправился в лес добывать тигриное молоко для своей мнимо больной мачехи и взял с собой лишь кокосовый орех, наполненный очищенным топленым маслом.
Достигнув храма и войдя в главную святыню обители, человек лицезрит образ Айяппы. Там богомолец, наконец, разбивает орех, и струи золотистого масла орошают статую бога. Обряд символизирует уничтожение бренного тела и долгожданное слияние души человека с Верховной Личностью...
Интересно: что сказали бы создатели рекламы шоколадно-кокосовых батончиков, если бы узнали о тайном, священном смысле простого действия — разбивания кокосового ореха?
Символически вскрыт череп, внезапно обнажено все самое тайное и сокровенное... но вопль боли сменяется криком радости. Рождается чувство блаженства освобожденной души, соединяющейся с душой самой Вселенной. Может быть, это и есть настоящий мир «райского наслаждения»?

Материал взят отсюда:
www.vokrugsveta.com/index2.htm