Славянские племена и Киевское княжествоРоссийская государственность зарождалась в глубокой древности. Прерывистое и неполное повествование о достопамятных происшествиях давних времен донесли до наших дней первые летописные своды, созданные древнерусскими книжниками. В начале XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор, собрав записи своих предшественников, изучив византийские рукописи, попытался объяснить современникам и потомкам, как возникло Русское государство: «Откуда есть пошла руская земля, кто в Киеве нача первее княжити». Особая ценность летописи Нестора, названной им «Повесть временных лет», в том, что она основана на ныне утраченных древних свидетельствах.
В «Повести временных лет» рассказ о древней истории нашего Отечества начинается с легенды о Всемирном потопе, после которого земля была поделена между сыновьями Ноя: Симом, Иафетом и Хамом. Не зная ответа на вопрос, когда же появились в Европе славяне, киевский летописец вслед за средневековыми хронографами предполагал, что славянские народы пошли «от племени» Иафета, которому по жребию достались северные и западные страны.
многа интересных букафТрудно найти какие-либо известия о славянских племенах вплоть до I века нашей эры. Первыми о славянах написали римские историки Плиний Старший и Тацит. Они называли праславян венедами. Область расселения венедов находилась на какой-то небольшой территории нынешних Восточной Германии и Западной Польши. Теснимые гуннами и готами, славяне продвигались на восток в сторону нынешних Украины и России. В V веке славяне появились на Днепре. Век спустя произошло разделение славян на восточных и западных. Восточные племена заселили земли от Карпат до Оки с запада на восток и от озера Нево (Ладожского) до среднего Днепра с севера на юг.
Летопись Нестора повествует, что славяне селились сначала по руслу реки Дунай в землях болгарских и венгерских, или, как их называли, «угорских», а затем постепенно стали осваивать другие территории.
От названий этих мест и произошли имена многочисленных славянских племен. Так, славяне, обосновавшиеся в лесах, прозывались древлянами; «севшие» в болотистой местности между реками Припять и Двина — дреговичами; обитавшие в долинах Десны, Сейма и Сулы — северянами; занимавшие земли около озера Ильмень — ильменскими словенами и так далее.
На берегах Днепра расселились пришедшие с Запада племена полян. В летописи Нестора говорится, что поляне, в отличие от других славян, живших еще «зверинским образом», были «мужи смысленные» и «нравом тихие и кроткие». Действительно, поляне выделялись среди прочих высоким уровнем развития культуры. По преданию, один из двенадцати апостолов — Андрей Первозванный — еще в I веке нашей эры, следуя из Корсуня в Рим, остановился на высоком берегу Днепра, установил там святой крест и предрек: «На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет- -Бог многие церкви». В тех местах позже был основан Киев, ставший центром первого Русского государства.
Рассказ о возникновении Киева, будущей древнерусской столицы, носит полулегендарный характер. В «Повести временных лет» говорится о живших среди полян братьях Кие, Щеке и Хориве и сестре их Лы-беди. Они-то и основали на берегу Днепра город, названный в честь старшего брата. Кий княжил в «роде своем», «ходил» с посольством в Дарьград, где был принят с почетом. Рассказу Нестора соответствует и повествование византийского историка Прокопия Кесарийского об «ант-ском» князе, приглашенном императором Юстинианом I на службу.
Существовал ли на самом деле легендарный Кий, или просто какой-то другой вождь получил в народных преданиях имя от города Киева, доподлинно не известно. Однако и «Повесть временных лет», и труды византийских авторов свидетельствуют, что в VI веке у восточных славян были большие племенные союзы, во главе которых стояли князья, простиравшие свою власть на обширные земли.
Летописные своды указывают, что первоначально славянские племена жили «кождо своим родом», собираясь лишь время от времени на племенное вече. Их селения представляли собой одинокие дворы. Огромное равнинное пространство к востоку от Днестра, по Днепру и Дону, которое они населяли, было покрыто лесами и болотами. Вокруг своих укрепленных земляными валами «городищ» славяне расчищали земли под пашню, добывая себе пропитание земледелием, охотой и бортничеством (лесным пчеловодством). От одного селения до другого они добирались в основном по рекам.
Славяне обожествляли явления окружавшей природы. Они верили в великую силу неба, называемого Сварогом, приносили жертвы солнцу, именуемому Дажбогом (Даждь-богом), молились богу молнии Перуну и богу ветра Стрибогу. Идолов, изображавших этих языческих богов, они ставили на холмах и в урочищах и рядом с ними совершали обряды. Сохранилось описание святилища, так называемого капища, которое было сооружено по приказу князя Владимира в Киеве в 980 году, то есть за восемь лет до принятия христианства: огромный идол Перуна, имевший серебряную голову и золотые усы, был окружен фигурами других богов.
В славянских племенных кланах было принято многоженство, способствовавшее сближению различных родов. В отдельных племенах процветали умыкание или покупка жен, которые после брака становились собственностью мужа.
Восточные славяне были отважными воинами, искусно владели оружием. Византийский император Маврикий писал в IV веке, что они «не склонны ни к рабству, ни к повиновению». В войнах и племенных распрях славяне бывали жестоки: правила кровной мести требовали отомстить за обиду всему вражескому клану. Убивая представителей чужого рода в ответ на убийство своего родича, некоторые славянские племена враждовали между собою веками. «Между ними, — говорил о славянах греческий историк, — постоянный раздор; ни в чем они не могут согласиться между собой; все питают один к другому вражду, никто не хочет повиноваться другому».
Угро-финским племенам чудь, меря, весь тоже нередко приходилось защищать свою независимость. Они с давних времен подвергались набегам и славян, и норманнов, а отдельные поселения, не в силах отразить бесконечные вторжения, постоянно платили дань то одним, то другим.
Норманны были населявшим Скандинавию народом германского корня. Они с давних пор освоили путь «из варяг в греки». Из Финского залива Варяжского (Балтийского) моря они по реке Неве добирались до Ладожского озера, а затем по реке Волхов попадали в озеро Ильмень и далее плыли по руслу Ловати до самых ее верховьев, где волоком перетаскивали ладьи до верхнего течения Днепра и по нему спускались к Черному морю, держа путь в Константинополь. Византийские императоры охотно брали рослых, отважных скандинавов на службу. Греки именовали норманнов «варангами», а у славян это название трансформировалось в «варяги».
Из летописей известно, что варяги постепенно водворились среди ильменских славян, чуди, мери и кривичей, породнились с местными князьями. Одни варяжские вожди выступали в качестве наемников, защищая славянские поселения и взимая с них за это дань, другие скандинавы «города рубили и воевали всюду», став фактически правителями собственных варяжско-славянских родов. Летопись упоминает мелкие варяжские княжества, которые то возникали, то бесследно исчезали.
Жизнь восточных славян во многом определялась главной водной артерией, проходившей по их землям, — рекой Днепр. Днепр своими притоками приближал Русскую равнину к карпатским бассейнам Вислы и Днестра и к бассейнам Волги и Дона, несущих свои воды к Каспийскому и Азовскому морям. Издавна по нему ходили суда из греческих колоний Причерноморья, а система волоков объединяла Днепр с северными реками. Такое удобное сообщение способствовало развитию торгового обмена между славянскими племенами и их соседями.
Благодаря оживлению торговли в VIII в. росли поселения: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. Они и возникли первоначально на местах меновой торговли. Вокруг этих торговых центров, со временем хорошо укрепленных, в IX веке стали образовываться городовые области, в которых обитали представители не одного, а разных племен. Такие разнородные по племенному составу торговые сосредоточия постепенно превращались в княжества. Среди них вскоре стало лидировать Киевское княжество, изначально находившееся в управлении варяжских конунгов.
Легенда о призвании варягов «из-за моря» для управления Русью по-разному излагается в средневековых источниках. Однако обилие разрозненных фактов все же дает возможность представить, как произошло устройство государственного управления на Руси.источник:
praviteli-rossii.ru/
@темы:
Историкоистерия,
УчЕбное,
вся академическая история